В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой его адаптации, и далеко не все дети успешно с ней справляются.
Возникновение у ребенка так называемого "адаптационного синдрома" является следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Родители и воспитатели считают, что главное - навыки самообслуживания: просится ли на горшок, умеет ли сам одеваться и кушать.
Да, это важно. Но не менее важен вопрос о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми,
к соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения.
Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился.
Такая "учеба" зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка.
Поэтому проанализируйте: был ли у вашего малыша опыт расставания с мамой? Какова была его реакция? Общается ли с другими взрослыми и детьми?
Умеет ли обратиться за помощью, в случае необходимости? Насколько сами родители открыты и коммуникабельны? Ходите ли в гости?
Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания,
но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее,
чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к "выходу" из семьи является не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению.
Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого "несадовского" (а потом и "нешкольного") ребенка, не умеющего и не желающего принять иные,
чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Интересный факт: чем раньше ребенок попадает в коллектив, тем легче он адаптируется. И в будущем вырастает более коммуникабельным и дружелюбным.
Но, с другой стороны, в возрасте до 3 лет формируется эмоциональная привязанность ребенка к матери, как залог умения в будущем любить, устанавливать близкие,
эмоционально теплые отношения с другими людьми.
Поэтому оптимальный возраст для поступления в детский сад 3 - 3,5 года. Ребенок становится более самостоятельный, имеет навыки самообслуживания,
у него возникает естественное желание сепарироваться (отдалиться) от матери, общаться с другими с детками.
Средний период адаптации для ясельной группы - 7-10 дней, в младшей - недели три, а в старшей - больше месяца. Мальчики адаптируются, как правило, тяжелее.
Впрочем, в любом правиле бывают исключения. Ведь каждый малыш - индивидуальность. Имеет значение даже тип темперамента: легче вливаются в коллектив холерики, сложнее - флегматики.
Многое зависит и от отношений в семье: конфликты всегда неблагоприятно влияют на развитие и психику ребенка. И, конечно же, на адаптацию.
|
Если в доме менее чем полгода назад родился младший ребенок. В любом возрасте появление младшего вызывает стресс, травмирует ребенка. Малыш воспримет ситуацию так:
появился брат/сестра, от меня хотят избавиться. И очень переживает. Иногда бывает необходима помощь психолога.
Если родители разводятся. Часто малыш считает себя виновником развода (он фантазирует, что плохо себя вел и поэтому папа ушел). И делает "вывод": если меня бросил папа,
значит может бросить и мама (отдала в детский сад - значит бросила).
После серьезного заболевания. Важно, чтобы ребенок окончательно окреп.
Если нет необходимых навыков самообслуживания. Ребенку сложно: его будут постоянно подгонять, смеяться, если он что-то не умеет - а он комплексовать и расстраиваться.
Если очень остро проходит кризис трех лет. Когда идет психологическое становление его личности, важно не "сломать" ребенка.
Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке.Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
На протяжении полугода после любых важных изменений в семье, не спешите.
|
Заранее рассказывайте, что такое садик, что там делают дети, кто такая воспитательница. Говорите своему малышу, как хорошо, что он уже большой и может идти в коллектив.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Оформить в детский сад поближе к месту жительства.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание.
Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
|